Воспитатель и тифлопедагог проводят занятие по подгруппам (с 9.00 до 10.00 делят группу следующим образом: у тифлопедагога –слабая подгруппа, в это время у воспитателя –сильная подгруппа; потом меняются подгруппами). С 10.00 –занятие у муз.руководителя или воспитателя по физ.культуре. Дефектологи с 10 часов занимаются индивидуально. Нагрузка в день на ребенка составляет 1 час 15 мин. по сан. нормам.). Ежедневно проводится занятие у медсестры-ортоптиста по 20 мин.
Программы для работы в детском саду для детей с нарушением зрения:
Программа воспитания и обучения в детском саду. /Отв. ред. М.А.Васильева,- М.: Просвещение, 1985. - 159с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад). / Под ред. Л.И.Плаксиной, М.: Просвещение, 1997. - 146.
Все занятия проводят индивидуально или подгруппами с учетом состояния, здоровья и познавательных возможностей ребенка. Виды коррекционной работы в детском саду, предусмотренные программой: развитие зрительного восприятия; развитие социально-бытовой ориентировки; коррекция нарушений речи; развитие осязания и мелкой моторики; ориентировка в пространстве; ритмика; лечебная физкультура.
Перспективно то, что содержание коррекционной программы помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов:
-учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
-комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
-перераспределение учебного материала (увеличение сроков обучения) и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;
-дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
- создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.
В программе обозначена конечная цель пребывания в детском саду. Это — стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников. Согласно программе, тифлопедагог проводит занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке (развитие осязания и мелкой моторики как часть занятия входят в каждое из вышеперечисленных занятий). Важно реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход в работе, а для этого необходимо упорядочить количество общеобразовательных и коррекционных занятий, сочетая их с лечебно-профилактическими мероприятиями.
Предлагаем примерное распределение коррекционных и общеобразовательных занятий на неделю.
Коррекционные занятия:
-занятия тифлопедагога три раза в неделю по подгруппам, индивидуальные — ежедневно;-
-организация сюжетно-ролевой игры два раза в неделю; проводит тифлопедагог (если в группе есть дети, нуждающиеся в помощи);
-занятия логопеда один раз в неделю по подгруппам, индивидуальные — ежедневно;
-ритмика два раза в неделю; проводит учитель ритмики по подгруппам;
-лечебная физкультура два раза в неделю; проводит инструктор по подгруппам.
Общеобразовательные занятия индивидуальные и подгрупповые: ознакомление с окружающим миром и развитие речи один раз в неделю; проводит педагог, хорошо владеющий методикой развития речи; игровые математические занятия один раз в неделю; проводит педагог, хорошо знающий методику математики; музыка два раза в неделю; проводит музыкальный руководитель по подгруппам и индивидуально; занятия по изобразительной деятельности один раз в неделю; проводит специальный педагог по подгруппам и индивидуально; занятия по физкультуре; педагог проводит один раз в неделю по подгруппам, соответственно физическому развитию детей; занятия по лечебной физкультуре, как групповые, так подгрупповые; два раза в неделю проводит методист ЛФК с учетом состояния и характера зрительных нарушений ребенка. Дети могут заниматься в кружках: театральной деятельности — два раза в неделю; вокальном — один раз в неделю; экологическом — один раз в неделю; ручного труда — один раз в неделю. Указанные занятия проводятся для тех детей, которые имеет возможность их посещать. Дети посещают кружки по интересам но с учетом рекомендаций врачей, соблюдения офтальмо-гигиенических условий и др. Система занятий в дошкольном образовательном учреждении должна быть гибкой. Большинство детей могут начать с лечебных процедур (как правило, их оказывается много) и коррекционных занятий: логопеда, который корригирует недостатки речи, тифлопедагога, осуществляющего комплексную коррекционно-компенсаторную работу, и других специалистов ведущих работу как по восстановлению здоровья, лечения зрения, так и коррекции познавательных возможностей.
Предлагаем примерное расписание занятий в старшей группе ДОУ.
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ
День неделиВремяВид деятельностиМесто проведенияОтветственный Понедельник. 9.00—9.25Занятие тифлопедагога подгрупповоя старшая группа тифлопедагог воспитатель 9.30—9.55Отдых, игрыстаршая группатифлопедагог воспитатель 10.00—10.25 Ритмика музыкальный зал преподаватель ритмики воспитатель 16.00—16.30Ознакомление с окружающим миромстаршая группавоспитатель Вторник9.00—9.25ФЭМП1старшая группавоспитатель 9.30—9.55Отдых, игры, индивидуальная работа с тифлопедагогомстаршая группавоспитатель 11.00—12.30Физкультура на воздухеучастокМетодист ЛФК 16.30—17.00ИЗОСтаршая группапреподаватель ИЗО Среда 9.00—9.25Занятие тифлопедагога подгрупповоестаршая группатифлопедагог воспитатель 9.30—9.55Отдых, игрыстаршая группатифлопедагог воспитатель 10.00—10.25 Музыкальное занятие музыкальный зал Музыкальный руководитель воспитатель 15.30—16.30ЛФКмузыкальный залМетодист ЛФК Четверг9.00—9.40 Индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедомстаршая группа, логопедический кабинетлогопед 9.40—10.10ИЗОСтаршая группапреподаватель ИЗО 15.30—16.30Ритмикамузыкальный залпреподаватель ритмики Пятница 9.ОО—9.25Занятие тифлопедагога подгрупповое. старшая группатифлопедагог воспитатель 9.30—10.30 Занятия вокальной группы.музыкальный зал музыкальный руководитель воспитатель 15.00—16.30ЛФК2. музыкальный залМетодист ЛФК
Формы организации коррекционной работы:
1. Специальные коррекционные занятия — при наличии учителя дефектолога (тифлопедагога) по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке. При наличии логопеда занятия по коррекции нарушений речи. Также занятия по ритмике и лечебной физкультуре при наличии соответствующих специалистов.
2. Коррекционные упражнения на различных занятиях и в режимных моментах.
Требования к проведению коррекционной работы:
-обеспечить каждого ребенка с нарушением зрения возможностью получения офтальмологического лечения;
-предупреждать ухудшение состояния зрения ребенка (по рекомендации врача-офтальмолога);
-сочетать задачи коррекционно-педагогической работы рекомендациями медицинских специалистов при постоянном патронировании детей медицинскими работниками во время педагогических мероприятий;
-педагогическим специалистам владеть информацией о результатах исследования врача-офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения окклюзий. т. к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящего;
-знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;
-проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике. согласованной с врачом-офтальмологом;
-оптимально использовать наглядные пособия;
-применять специальные методы обучения.
Для занятий тифлопедагогов критерием деления по подгруппам могут быть состояние зрения, этапы лечения зрения, уровни развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире и коммуникативной деятельности. Для формирования подгрупп при проведении занятий познавательного цикла необходимо учитывать уровень развития речи, мышления, памяти и внимания детей, а также коммуникативных навыков и эмоционально-поведенческих характеристик.
Остановимся на описании характеристики детей, объединенных в подгруппы для коррекционных занятий в зависимости от уровня развития. Дети, входящие в первую подгруппу, активны, проявляют большой интерес к игре и занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагога. Во второй подгруппе дети второго уровня развития. Они требуют в любой деятельности помощи педагога, менее активны, задания выполняют значительно медленнее, а допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют. В третьей подгруппе объединены дети третьего уровня, которые в большинстве своем не проявляют интереса к занятиям, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания, мало инициативны, замкнуты, трудно общаются друг с другом. Опыт показывает, что при проведении фронтальных занятий педагоги чаще уделяют внимание активным детям, которые быстро хорошо справляются с заданием, а дети, у которых имеются в чем-то затруднения, остаются без достаточной помощи педагога, тогда как им также необходима индивидуальная помощь, позволяющая продвинуться в их развитии.
Поэтому объединение детей с третьим уровнем развития педагог выстраивает с учетом конкретной задачи по развитию каждого ребенка, при этом уровень дидактических требований к каждому предъявляется индивидуально:
· детям всех уровней развития необходим индивидуальный подход, детям первой подгруппы сообразно их познавательным возможностям могут предъявляться более высокие требования из различных программ массового детского сада.
· детям второй подгруппы необходим индивидуальный подход при подборе программы в зависимости от подготовленности ребенка, так как одни из них приближены к первому уровню, а другие — к третьему. Им необходима помощь в тех видах деятельности, где особенно не хватает уверенности в своих умениях, при этом каждому ребенку оказывается специфическая помощь.
· для детей третьего уровня развития требуется перераспределение учебного материала, так как скорость овладения знаниями замедленна; материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности. Ориентация на уровень развития и личностные особенности воспитанников, учет их индивидуальных особенностей и становление психики предусматривает плавный переход детей из одной подгруппы в другую при определенных условиях коррекционной помощи и является главным фактором успешности индивидуализации и дифференциации в обучении, воспитании и лечении детей с нарушением зрения. При этом ребенок имеет возможность получать дополнительные занятия и посещать кружки, организованные в дошкольном учреждении. С уважением, консультанты ИКП РАО
|