Эта работа может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
1. Предварительная работа.
-Выявление дефектно произносимых звуков у ребенка
-Создание развивающей среды (создание сенсомоторной зоны: дидактические и развивающие игры, уголок для развития пальчиковой моторики, развития фонематического слуха, зрительного восприятия и т.д.)
-Изучение (познание) себя и своих органов речи.
-Создание образов-представлений движений пальчиков рук (пальчиковая гимнастика).
-Создание образов-представлений основных движений органов артикуляции (артикуляционная гимнастика).
2. Основная работа.
-Создание образов-представлений движений органов артикуляции, необходимых для постановки определенной группы звуков (свистящих, шипящих, л, р).
-Создание образа-представления коррегируемого звука: выбор реального образа из окружающей действительности (предметного мира) на коррегируемый звук включение ребенка в работу с образом из окружающей действительности (предметного мира) с целью извлечения характерных признаков и перенесение их на коррегируемый звук; перенесение созданного образа на органы артикуляции с целью получения кинестетических ощущений, на кожу с целью получения тактильных ощущений, на органы слуха для получения слухового восприятия и фонематического представления; создание образа-представления от полученных ощущений, представления о произносимом звуке на основе цвета, графики; перенесение созданного образа-представления коррегируемого звука на движение рук извлечение результатов работы с образом-представлением в процессе активной деятельности ребенка (автоматизация звука); логическое перенесение характеристик созданного образа-представления коррегируемого звука на образ буквы; осознанное оперирование понятиями звук-буква; включение ребенка в процесс чтение печатания букв, слогов, слов, предложений; перенесение приобретенного положительного опыта по коррекции звука на формирование необходимых теоретических знаний дифференцированных признаках фонем; осознанное использование ребенком полученных знаний при коррекции других групп звуков.
3. Заключительная работа (обобщение достигнутых результатов работы по коррекции звукопроизношения совместно с ребенком).
|